Артамонова Елена Владимировна воспитатель детского сада

Проект «Здравствуй осень!» средняя группа

               Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение 

                                                            детский сад №3 «Светлячок»

 

 

                                                                           Проект

                                                                 «Здравствуй осень!»

                                                                      (средняя группа)

 

 

 

 

 

                                                                                     Воспитатель высшей квалификационной категории: 

                                                                                               Артамонова Елена Владимировна.

 

 

 

 

 

Вид проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность проекта:  краткосрочный 1 неделя.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность: Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Проблема.

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание

природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться".

Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.

Цель: расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть красоту осенней природы и богатство осенних даров.

Задачи:

формировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях; расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы; развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников; познакомить детей с произведениями художественной литературы об осени, вызвать интерес к иллюстрациям в книгах. расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем; способствовать развитию памяти, восприятия, эстетических чувств к прекрасному. воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

Расширение кругозора детей, закрепление их знаний и представлений об осени, её сезонных изменениях, признаках и дарах.

Пополнится словарный запас.

Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей, у родителей.

Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.

 Взаимодействие с семьёй:

Рекомендации на совместные прогулки: наблюдение за деревьями, погодой и погодными явлениями.

Совместно с ребёнком разучивание стихотворений и пословиц об осени.

Сбор осенних листьев для гербария.

Консультации и беседы для родителей по темам проекта: «Как сделать осеннюю прогулку интересной», «Одежда для прогулок».

 Продукт проектной деятельности:

Детские рисунки на тему «Разноцветная осень»;

Выставка детских работ на тему «Осенние фантазии»;

Фотографии занятий;

Выставка книг по теме «Осень»;

Дидактические игры;

Цикл занятий на тему «Осень».

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап:

 

Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий.

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Подбор художественной литературы (рассказы, стихи об осенней природе; загадки и оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;

Пословицы на осеннюю тему и т.д.

Рассматривание репродукций картин художников по теме «Осень»;

Сбор осенних листьев и природного материала для изготовления поделок;

Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах, грибах.

Рисование на тему «Осенние листья»

 

2.Основной этап: 

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

ФЭМП: большой - маленький (капуста-помидор, яблоко-слива), много- мало; форма (круг), цвета.

Ознакомление с окружающим: « Осень». Дары леса», «Приметы осени».

Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?», «Как животные и птицы готовятся к зиме».

Цикл наблюдений:

за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём) за красотой и богатством осенних красок за цветником и огородом за насекомыми и перелетными птицами за деревьями и кустарниками растущими на территории детского сада.

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сад», «Ищем приметы осени».

-Загадывание загадок об осенних явлениях природы.

-Сравнение природы ранней и поздней осенью.

-Знакомство с народным календарём, обсуждение народных примет. 

Образовательная область: «Социально –коммуникативное развитие ».

Беседы по теме: «Осень наступила» ( приметы и явления осени, осенние месяца), «Дары осени», Беседы об осени,

Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Компот из фруктов», «Путешествие в лесу»,

Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Что сначала, что потом», «Четвёртый лишний»-(ягоды, овощи, фрукты), «Что растёт на огороде».

Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева).

Подвижные игры: «Листопад», «Пугало», «Репка», «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Перелёт птиц», «Гуси- лебеди».

Настольно – печатные игры: «Времена года».

Образовательная область: « Речевое развитие».

Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы.

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов, заучивание стихов и загадок.

Чтение и заучивание стихотворений:

И. Бунин «Листопад М. Ходякова «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», М. Ивенсон «Падают листья», В. Митрович «Листопад, листопад», С. Маршак «Овощной базар», И. Черницкая « Сарафан одела осень», В. Степанов «Следом за летом осень идёт», А. Авдеенко «Ходит осень по дорожкам», Н. Найдёнова «Листья падают, летят…»,

Пословицы и поговорки:

-Весною дождь парит, а осенью мочит

-От осени к лету поворота нет.

-Затянули дожди – груздей не жди.

-Поздний отлёт птиц предвещает тёплую зиму.

-Осенью паутина летает – к теплу.

 Чтение русских народных сказок «Репка», «Колосок», «Вершки и корешки».

Чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К. Ушинский). 

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Рисование: « «Компот из яблок», «Репка», «Нарядные мухоморы», «Осенний лес», «Украсим свитер», «Осеннее дерево» (коллективная работа).

Лепка: «Овощи на тарелке», «Корзина фруктами и ягодами»;

«Ветка рябины» (коллективная работа).

Аппликация: «Вкусный борщ», «Разноцветный зонтик»;

«Корзина грибника» (коллективная работа).

Раскрашивание: «Осенние листочки» (красками), «Ягоды и фрукты», «Белкины запасы».

Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Чем нам осень нравится», «Овощи на грядке». 

 Образовательная область: «Музыкальное развитие».

Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь», «Времена года», «Октябрь», Т. Волгина «Осень», «Дождик», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», Д. Васильева «Осенняя песенка»..

Музыкальные игры: «Узнай песенку», «Догонялки с дождиком».

Разучивание танцев: «Листики-кораблики», «Осенняя полечка», «Хоровод грибов».

 Образовательная область: Физическое развитие».

П/и «Тучи», «Пугало», « Волшебная палочка» , «Ягоды, грибы, орехи»,«Гуси и волк» , «Змейка» , «Сыч и мышата» , «Ветер и деревья».

 Хороводные игры «Лети, листок, ко мне в кузовок», «Огородная –хороводная», «Мишка».

Физкультминутки:  «Листики», « Собираем сливы», « Подсолнух», «Деревья»;

 3 этап. Заключительный

· Подведение итогов о проделанной работе.

· Проведение развлечения «Осень в гости просим ».

· Выставка детских творческих работ для родителей.

 Заключение

в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров; на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, сказками, стихами, пословицами, загадками осенней тематики у детей расширился и активизировался речевой запас; они стали с большим удовольствием принимать участие в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом; у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
5 октября 2024 в 15:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.