Артамонова Елена Владимировна воспитатель детского сада
Проект «Здравствуй осень!» средняя группаМуниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок»
Проект «Здравствуй осень!» (средняя группа)
Воспитатель высшей квалификационной категории: Артамонова Елена Владимировна.
Вид проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Актуальность: Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Проблема. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную. Цель: расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть красоту осенней природы и богатство осенних даров. Задачи: формировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях; расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы; развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников; познакомить детей с произведениями художественной литературы об осени, вызвать интерес к иллюстрациям в книгах. расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем; способствовать развитию памяти, восприятия, эстетических чувств к прекрасному. воспитывать у детей бережное отношение к природе.Предполагаемый результат: Расширение кругозора детей, закрепление их знаний и представлений об осени, её сезонных изменениях, признаках и дарах. Пополнится словарный запас. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей, у родителей. Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы. Взаимодействие с семьёй: Рекомендации на совместные прогулки: наблюдение за деревьями, погодой и погодными явлениями. Совместно с ребёнком разучивание стихотворений и пословиц об осени. Сбор осенних листьев для гербария. Консультации и беседы для родителей по темам проекта: «Как сделать осеннюю прогулку интересной», «Одежда для прогулок». Продукт проектной деятельности: Детские рисунки на тему «Разноцветная осень»; Выставка детских работ на тему «Осенние фантазии»; Фотографии занятий; Выставка книг по теме «Осень»; Дидактические игры; Цикл занятий на тему «Осень». Этапы работы над проектом: 1.Подготовительный этап:
Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. Подбор художественной литературы (рассказы, стихи об осенней природе; загадки и оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта; Пословицы на осеннюю тему и т.д. Рассматривание репродукций картин художников по теме «Осень»; Сбор осенних листьев и природного материала для изготовления поделок; Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах, грибах. Рисование на тему «Осенние листья»
2.Основной этап: Образовательная область: «Познавательное развитие». Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. ФЭМП: большой - маленький (капуста-помидор, яблоко-слива), много- мало; форма (круг), цвета. Ознакомление с окружающим: « Осень». Дары леса», «Приметы осени». Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Как животные и птицы готовятся к зиме». Цикл наблюдений: за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём) за красотой и богатством осенних красок за цветником и огородом за насекомыми и перелетными птицами за деревьями и кустарниками растущими на территории детского сада.Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сад», «Ищем приметы осени». -Загадывание загадок об осенних явлениях природы. -Сравнение природы ранней и поздней осенью. -Знакомство с народным календарём, обсуждение народных примет. Образовательная область: «Социально –коммуникативное развитие ». Беседы по теме: «Осень наступила» ( приметы и явления осени, осенние месяца), «Дары осени», Беседы об осени, Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие». Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Компот из фруктов», «Путешествие в лесу», Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Что сначала, что потом», «Четвёртый лишний»-(ягоды, овощи, фрукты), «Что растёт на огороде». Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева). Подвижные игры: «Листопад», «Пугало», «Репка», «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Перелёт птиц», «Гуси- лебеди». Настольно – печатные игры: «Времена года». Образовательная область: « Речевое развитие». Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы. Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов, заучивание стихов и загадок. Чтение и заучивание стихотворений: И. Бунин «Листопад М. Ходякова «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», М. Ивенсон «Падают листья», В. Митрович «Листопад, листопад», С. Маршак «Овощной базар», И. Черницкая « Сарафан одела осень», В. Степанов «Следом за летом осень идёт», А. Авдеенко «Ходит осень по дорожкам», Н. Найдёнова «Листья падают, летят…», Пословицы и поговорки: -Весною дождь парит, а осенью мочит -От осени к лету поворота нет. -Затянули дожди – груздей не жди. -Поздний отлёт птиц предвещает тёплую зиму. -Осенью паутина летает – к теплу. Чтение русских народных сказок «Репка», «Колосок», «Вершки и корешки». Чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К. Ушинский). Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Рисование: « «Компот из яблок», «Репка», «Нарядные мухоморы», «Осенний лес», «Украсим свитер», «Осеннее дерево» (коллективная работа). Лепка: «Овощи на тарелке», «Корзина фруктами и ягодами»; «Ветка рябины» (коллективная работа). Аппликация: «Вкусный борщ», «Разноцветный зонтик»; «Корзина грибника» (коллективная работа). Раскрашивание: «Осенние листочки» (красками), «Ягоды и фрукты», «Белкины запасы». Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Чем нам осень нравится», «Овощи на грядке». Образовательная область: «Музыкальное развитие». Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь», «Времена года», «Октябрь», Т. Волгина «Осень», «Дождик», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», Д. Васильева «Осенняя песенка».. Музыкальные игры: «Узнай песенку», «Догонялки с дождиком». Разучивание танцев: «Листики-кораблики», «Осенняя полечка», «Хоровод грибов». Образовательная область: Физическое развитие». П/и «Тучи», «Пугало», « Волшебная палочка» , «Ягоды, грибы, орехи»,«Гуси и волк» , «Змейка» , «Сыч и мышата» , «Ветер и деревья». Хороводные игры «Лети, листок, ко мне в кузовок», «Огородная –хороводная», «Мишка». Физкультминутки: «Листики», « Собираем сливы», « Подсолнух», «Деревья»; 3 этап. Заключительный · Подведение итогов о проделанной работе. · Проведение развлечения «Осень в гости просим ». · Выставка детских творческих работ для родителей. Заключение в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров; на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, сказками, стихами, пословицами, загадками осенней тематики у детей расширился и активизировался речевой запас; они стали с большим удовольствием принимать участие в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом; у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.5 октября 2024 в 15:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.