Артамонова Елена Владимировна воспитатель детского сада
Конспект занятия по познавательному развитию «Весёлые ложки» средняя группаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок»
Конспект занятия по познавательному развитию: «Весёлые ложки» (средняя группа)
Воспитатель высшей категории: Артамонова Елена Владимировна
«Весёлые ложки» Цель: создание социальной ситуации развития для ознакомления детей с предметами обихода – деревянными ложками. Задачи: Расширять кругозор детей через ознакомления детей с историей возникновения деревянной ложки, видами ложек. Активизировать познавательную деятельность детей. Обогащать словарный запас. Воспитывать уважительное отношение к истории своего народа. Материалы и оборудование: Кукла Домовёнок Кузя, чугунный горшок, шкатулка, на каждого ребёнка по две деревянные ложки; самовар, прялка; аудиозапись песен «Ах вы, сени». Презентация "Весёлые ложки". Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, изображающих быт людей; разучивание загадок, пословиц, поговорок. Словарная работа. Ложкарь, "баклуши", ложечники, резчик, обтёсывали. Ход занятия Дети проходят в уголок русской избы. Раздаётся стук около печки. Воспитатель. Откуда этот звук? Воспитатель. Кто бы это мог быть? Давай те вместе посмотрим, кто же там прячется? (Воспитатель ведет детей к русской избе).Чей ребята этот домик? Воспитатель. Ребята, кто-то к нам пришёл, а сам не показывается? Давайте его поприветствуем и пригласим к нам в гости. Дети. Здравствуйте, милости просим в наш дом. Милости просим, гостите-жалуйте. Здравствуй, гость дорогой. Красному гостю - красное место. Доброму гостю – особая честь. Гость на двор – хозяйке радость. Для дорого гостя и ворота настежь. Хорошему гостю хозяин рад. Воспитатель достает из-за печки игрушку Домовёнка Кузю. Кузя: Здравствуйте, друзья мои! Я к вам в гости пришел не с пустыми руками. А принёс я вам подарок. Достаньте его из моего домика. Воспитатель. (воспитатель опускает руку и пытается достать предмет). Ой, ребята, я застряла, не могу вытащить руку. Опять шутит наш домовой. Что же делать? Как быть? Кузя: А вы сначала загадку отгадайте! Утром, вечером и днём Соберёмся за столом. Ждут нас каша, суп, окрошка, А поможет, есть их… (ложка). Дети: Ложка. (Воспитатель достаёт из валенка деревянную ложку.) Воспитатель: Да здесь же ложка. Ой, какая красивая. Кузя, что же ты наделал? Куда же ты ложку спрятал? Ребята, а почему здесь нельзя хранить ложку? Дети: Будет грязная, испачкается. Воспитатель: Правильно. Даже дети знают, что так делать нельзя. Ложку в старину хранили вот в таком мешочке, и носили этот мешочек на поясе. Давай я тебе повяжу мешочек. Вот, Кузя, теперь ты будешь знать, как правильно делать. Оставайся Кузя у нас в гостях. Посиди с нами, послушай да посмотри. (Дети садятся.) Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна ложка? Дети: Для еды. Воспитатель: А что можно ею кушать? Дети: Суп, кашу. Воспитатель: Ребята, вы когда садитесь кушать, задумывались ли, когда впервые люди начали есть еду ложками? А ведь какому-то гениальному человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из посуды удобнее ложкой, чем пить через край и доставать руками то, что осталось на дне. -Из чего же была сделана первая ложка? Первая ложка была сделана из камня. (2 слайд) -Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Такая ложка была тяжёлая, неровная, быстро нагревалась и обжигала губы. -Из чего потом люди научились делать ложки? Люди научились делать ложки из костей животных и крупных рыб. (3слайд) Такие ложки были лёгкие и гладкие, но быстро ломались. -А ещё из какого материала делали ложки? Ещё люди стали делать ложки из глины, но и такие ложки были оченьхрупкие. (4слайд) С незапамятных времён русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. (5 слайд) Родиной деревянной ложки считается город Семёнов Нижегородской губернии. Этот город основал Семён-ложкарь. Вскоре в каждой российской деревне научились делать деревянные ложки. (6 слайд) В работу шли мягкие породы деревьев (липа, береза, осина). Дерево рубили и обтёсывали топором, распиливали на небольшие чурочки (заготовки для ложек, а назывались эти чурочки -"баклуши". Мастер, человек, который делал ложки, назывался ложкарь. (7 слайд) Из баклуш резчик, с помощью ножа и специальных резаков, делал ложки. Каждая ложка единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую. (8 слайд) Вырезанную резчиком ложку расписывал художник. (9, 10 слайд) В разных краях были свои ложки, не похожие на другие. Вот посмотрите, деревянные ложки все одинаковые на вид? (11 слайд) Дети: Нет. Воспитатель: Например, у вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлинённый и плоский, а загнутая вниз ручка, украшалась резьбой. Что нарисовано на круглых хохломских ложках? (Красными, чёрными, золотистыми красками рисовали диковинные цветы, веточки и ягоды). -Ребята, из каких частей состоит ложка? -У ложки есть округлый и вогнутый черпачок и ручка. -На что похожа наша рука? -На ложку. Воспитатель: Вы внимательно меня слушали, а теперь я предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка: Ложка - это ложка (шагаем на месте), Ложкой суп едят (хлопаем в ладоши.) Кошка - это кошка (шагаем на месте.) У кошки семь котят (хлопаем в ладоши) Тряпка - это тряпка (шагаем на месте) Тряпкой вытру стол (прыжки на месте.) Шапка - это шапка (шагаем на месте) Оделся и пошел (прыжки на месте) А я придумал слово (руки в стороны - на пояс) Смешное слово – плим(присели) Я повторяю снова: (наклоны туловища влево-вправо) Плим, плим, плим! (присели) Вот прыгает и скачет (прыжки на месте) Плим, плим, плим! (шагаем на месте) И ничего не значит (прыжки на месте) Плим, плим, плим! (шагаем на месте). -Сколько же много ложек у Кузи в чугунке. Что, ребята, можно ещё делать деревянными ложками? (Воспитатель делает вид, что Кузя шепчет что-то ей на ухо.) Воспитатель: -Ребята, Кузя спрашивает нас, что ещё можно делать деревянными ложками? (играть на них) Воспитатель: Правильно! А ещё деревянные ложки - это русский народный музыкальный инструмент. Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, чёткий, как щелчок. Мастеров исполнения на ложках называют ложечниками или ложкарями. -Ребята, давайте и мы попробуем поиграть на ложках (раздаёт ложки) Вставайте около стульчиков и повторяйте за мной, а Домовёнок Кузя на нас посмотрит. (Игра на ложках под русскую народную мелодию: "Ах, вы сени мои сени".) Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо поиграли. Кузя: Ребята, повеселили вы меня. Очень мне понравилось. Ох! Только устал я. Пора мне домой. До свидания, ребята! Дети. До свидания Кузя, приходи к нам ещё. Итог: Воспитатель. Ребята о чем мы с вами сегодня говорили? (ответы детей). Воспитатель. Для чего нужны ложки? Дети: Можно играть. Устраивать театр. Можно ими есть. Просто положить на полочку, чтобы было красиво. -Ребята, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии? (ответы детей). 10 марта 2024 в 12:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.