Артамонова Елена Владимировна воспитатель детского сада

Конспект занятия по познавательному развитию «Весёлые ложки» средняя группа

                      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                  детский сад №3 «Светлячок»




                                      Конспект занятия по познавательному развитию:

                                                          «Весёлые ложки»

                                                            (средняя группа)

                                                                                                             



                                                                                                                 Воспитатель высшей категории:

                                                                                                                  Артамонова Елена Владимировна

 

 

«Весёлые ложки»

Цель: создание социальной ситуации развития для ознакомления детей с предметами обихода – деревянными ложками.

Задачи:

Расширять кругозор детей через ознакомления детей с историей возникновения деревянной ложки, видами ложек.

Активизировать познавательную деятельность детей.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать уважительное отношение к истории своего народа.

Материалы и оборудование: Кукла Домовёнок Кузя, чугунный горшок, шкатулка, на каждого ребёнка по две деревянные ложки; самовар, прялка; аудиозапись песен «Ах вы, сени». Презентация "Весёлые ложки".

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, изображающих быт людей; разучивание загадок, пословиц, поговорок.

Словарная работа. Ложкарь, "баклуши", ложечники, резчик, обтёсывали.

Ход занятия

Дети проходят в уголок русской избы. Раздаётся стук около печки.

Воспитатель. Откуда этот звук?

Воспитатель. Кто бы это мог быть? Давай те вместе посмотрим, кто же там прячется? (Воспитатель ведет детей к русской избе).Чей ребята этот домик?

Воспитатель. Ребята, кто-то к нам пришёл, а сам не показывается? Давайте его поприветствуем и пригласим к нам в гости.

Дети. Здравствуйте, милости просим в наш дом.

Милости просим, гостите-жалуйте.

Здравствуй, гость дорогой.

Красному гостю - красное место.

Доброму гостю – особая честь.

Гость на двор – хозяйке радость.

Для дорого гостя и ворота настежь.

Хорошему гостю хозяин рад.

Воспитатель достает из-за печки игрушку Домовёнка Кузю.

Кузя: Здравствуйте, друзья мои! Я к вам в гости пришел не с пустыми руками. А принёс я вам подарок. Достаньте его из моего домика.

Воспитатель. (воспитатель опускает руку и пытается достать предмет). Ой, ребята, я застряла, не могу вытащить руку. Опять шутит наш домовой. Что же делать? Как быть?

Кузя: А вы сначала загадку отгадайте!

Утром, вечером и днём

Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка,

А поможет, есть их… (ложка).

Дети: Ложка.

(Воспитатель достаёт из валенка деревянную ложку.)

Воспитатель: Да здесь же ложка. Ой, какая красивая.

Кузя, что же ты наделал? Куда же ты ложку спрятал? Ребята, а почему здесь нельзя хранить ложку?

Дети: Будет грязная, испачкается.

Воспитатель: Правильно. Даже дети знают, что так делать нельзя.

Ложку в старину хранили вот в таком мешочке, и носили этот мешочек на поясе. Давай я тебе повяжу мешочек. Вот, Кузя, теперь ты будешь знать, как правильно делать. Оставайся Кузя у нас в гостях. Посиди с нами, послушай да посмотри. (Дети садятся.)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна ложка?

Дети: Для еды.

Воспитатель: А что можно ею кушать?

Дети: Суп, кашу.

Воспитатель: Ребята, вы когда садитесь кушать, задумывались ли, когда впервые люди начали есть еду ложками?

А ведь какому-то гениальному человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из посуды удобнее ложкой, чем пить через край и доставать руками то, что осталось на дне.

-Из чего же была сделана первая ложка?

Первая ложка была сделана из камня. (2 слайд)

-Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой?

Такая ложка была тяжёлая, неровная, быстро нагревалась и обжигала губы.

-Из чего потом люди научились делать ложки? Люди научились делать ложки из костей животных и крупных рыб. (3слайд)

Такие ложки были лёгкие и гладкие, но быстро ломались.

-А ещё из какого материала делали ложки?

Ещё люди стали делать ложки из глины, но и такие ложки были оченьхрупкие. (4слайд)

С незапамятных времён русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. (5 слайд)

Родиной деревянной ложки считается город Семёнов Нижегородской губернии. Этот город основал Семён-ложкарь. Вскоре в каждой российской деревне научились делать деревянные ложки. (6 слайд)

В работу шли мягкие породы деревьев (липа, береза, осина). Дерево рубили и обтёсывали топором, распиливали на небольшие чурочки (заготовки для ложек, а назывались эти чурочки -"баклуши". Мастер, человек, который делал ложки, назывался ложкарь. (7 слайд)

Из баклуш резчик, с помощью ножа и специальных резаков, делал ложки. Каждая ложка единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую. (8 слайд)

Вырезанную резчиком ложку расписывал художник. (9, 10 слайд)

В разных краях были свои ложки, не похожие на другие. Вот посмотрите, деревянные ложки все одинаковые на вид? (11 слайд) 

Дети: Нет.

Воспитатель: Например, у вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлинённый и плоский, а загнутая вниз ручка, украшалась резьбой. Что нарисовано на круглых хохломских ложках? (Красными, чёрными, золотистыми красками рисовали диковинные цветы, веточки и ягоды).

-Ребята, из каких частей состоит ложка?

-У ложки есть округлый и вогнутый черпачок и ручка.

-На что похожа наша рука?

-На ложку.

Воспитатель: Вы внимательно меня слушали, а теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Ложка - это ложка (шагаем на месте),

Ложкой суп едят (хлопаем в ладоши.)

Кошка - это кошка (шагаем на месте.)

У кошки семь котят (хлопаем в ладоши)

Тряпка - это тряпка (шагаем на месте)

Тряпкой вытру стол (прыжки на месте.)

Шапка - это шапка (шагаем на месте)

Оделся и пошел (прыжки на месте)

А я придумал слово (руки в стороны - на пояс)

Смешное слово – плим(присели)

Я повторяю снова: (наклоны туловища влево-вправо)

Плим, плим, плим! (присели)

Вот прыгает и скачет (прыжки на месте)

Плим, плим, плим! (шагаем на месте)

И ничего не значит (прыжки на месте)

Плим, плим, плим! (шагаем на месте).

-Сколько же много ложек у Кузи в чугунке. Что, ребята, можно ещё делать деревянными ложками?

(Воспитатель делает вид, что Кузя шепчет что-то ей на ухо.)

Воспитатель: -Ребята, Кузя спрашивает нас, что ещё можно делать деревянными ложками? (играть на них)

Воспитатель: Правильно! А ещё деревянные ложки - это русский народный музыкальный инструмент.

Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, чёткий, как щелчок. Мастеров исполнения на ложках называют ложечниками или ложкарями.

-Ребята, давайте и мы попробуем поиграть на ложках (раздаёт ложки) Вставайте около стульчиков и повторяйте за мной, а Домовёнок Кузя на нас посмотрит. (Игра на ложках под русскую народную мелодию: "Ах, вы сени мои сени".)

Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо поиграли.

Кузя: Ребята, повеселили вы меня. Очень мне понравилось. Ох! Только устал я. Пора мне домой. До свидания, ребята!

Дети. До свидания Кузя, приходи к нам ещё.

Итог:

Воспитатель. Ребята о чем мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).

Воспитатель. Для чего нужны ложки?

Дети: Можно играть. Устраивать театр. Можно ими есть. Просто положить на полочку, чтобы было красиво.

-Ребята, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии? (ответы детей).

10 марта 2024 в 12:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.