Артамонова Елена Владимировна воспитатель детского сада
Консультация для родителей «Возрастной кризис и общие особенности развития ребёнка 3-4 лет»КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «Возрастной кризис и общие особенности развития ребёнка 3-4 лет». Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады. Ребёнок 3 – 4 лет больше стремится к самостоятельности, осознаёт собственную «отдельность» себя от матери. Малыш нуждается в общении со сверстниками, уважении и признании. Самый важный вид деятельности – это игра. • Формируется «противоволя», поэтому ребёнок хочет всё делать по-своему. • Появляется осознание себя, как отдельного от родителей человека, поэтому он часто отвергает любую их помощь. • Малыш совершает поступки не под влиянием случайного желания, а исходя из более сложных и стабильных мотивов. • Игра становится более коллективной, образно-ролевой. Кроха представляет себя кем-то или чем-то и соответственно действует. • Во время коллективной игры дети защищают свои личностные границы, воспринимают её наличие у других. • Словарный запас ребёнка пополняется, он активно осваивает речь, придумывает новые слова. Выше описаны наиболее выраженные черты ребёнка от 3 до 4 лет. Развитие нервной системы Центральная нервная система крохи ещё в процессе формирования, при этом проявляются следующие качества: • Ребёнок способен анализировать и синтезировать информацию, которую он получает от окружающих. • Происходит развитие речи, увеличивается её значение в процессе познания. Малыш всё чаще задаёт вопросы, расспрашивает, уточняет. • Дети 3 – 4 лет не способны долго концентрироваться на изучаемом материале, поэтому в процессе следует использовать дидактические приёмы, чтобы удержать их внимание. Младшие дошкольники очень эмоциональны, из-за чего они быстро устают. Дети ещё не способны управлять своими эмоциями, а поэтому после вспышки активности впадают в состояние замкнутости и отрешённости. Ещё одна особенность ребёнка в 3 – 4 года – это несовершенство взаимодействия сигнальных систем. То есть малышу лучше показать наглядный пример, словесные инструкции ему не так понятны. Личностное развитие Как упоминалось ранее, дети воспринимают себя, как отдельного индивида, они стремятся стать самостоятельными. Однако проблема в том, что это желание не соотносится с возможностями. В этом и состоит суть конфликта ребёнка 3 – 4 лет, то есть он желает всё делать сам, но не может справиться без взрослых. Кроха не слушается родителей, выдвигает им свои требования. Таким образом, он пытается выйти из-под опеки взрослых. Чтобы личность успешно сформировалась родители должны воспитывать самостоятельность у крохи: • Относится к малышу, как к равноправному, отказаться от стиля общения «авторитетный взрослый – маленький ребёнок». • Позволять ему быть самостоятельным. • Поддерживать его начинания и стремления, если они положительные. • Если у ребёнка что-нибудь не получается, то ему стоит подсказать другой метод решения задачи или предложить ему свою помощь. • Не критиковать кроху, а сформировать у него понятие, что он хороший. В этот период у малыша формируются основы самооценивания, он замечает, как действуют его сверстники, сравнивает их результаты со своими, стремиться к лучшему результату. Он желает добиться успеха, признания и уважения, хочет слышать похвалу. Социальная адаптация На рубеже 3 – 4 лет меняется социальная позиция ребёнка. Он нуждается в общении с одногодками, готов считаться с интересами части детского коллектива. Кроха может выстраивать отношения со сверстниками, учитывая общепринятые нормы и правила поведения. Однако в большинстве случаев дети просто находятся рядом и плохо идут на контакт. Дети в 3 – 4 года эмоциональные, отзывчивые, способны сопереживать, утешать, могут прийти на помощь. Они дружелюбные, открытые, не ощущают угрозы извне, чаще всего действуют ситуативно. Трёх-, четырёхлетние малыши способны контролировать своё поведение, руководствуясь своими побуждениями. В этот период развивается половая идентификация. В 3 – 4 года ребёнок овладел основными бытовыми навыками (самообслуживание, правила гигиены). Он самостоятельно кушает, ходит в туалет, моется, чистит зубы, одевается и раздевается. Родителей кроха осознаёт не только, как членов семьи, но и как часть общества. Он понимает, что у них есть работа, и что они выполняют разные социальные роли. Дети в 3 – 4 года часто копируют поведение взрослых. Психологическое развитие У ребёнка 3 – 4 лет совершенствуются различные психологические процессы: • Непроизвольная память. Кроха запоминает информацию, которая спровоцировала у него яркие эмоции. Он может запомнить 5 названий предметов и 3 – 4 слова. Он уже способен выучить маленький стих. • Преобладает наглядно-действенное мышление, начинает формироваться наглядно-образное. Малыш может находить взаимосвязь между предметами, основываясь на практические действия, делать несложные выводы. • Предпочтительный вид деятельности у младших дошкольников – это игра. С её помощью дети копируют поступки взрослых, тестируют разные модели поведения. Малышам предлагаются краткие сюжетные игры, во время которых они выполняют простые действия с игрушками и предметами (заменители). • Воображение у ребёнка 3 – 4 лет развито слабо, он не способен замечать детали, изображает предметы в примитивном виде. Кроха создаёт простые конструкции и аппликации по образцу. • Развиваются пространственные представления. Кроха ориентируется в знакомых местах. • Пополняется запас слов. Ребёнок воспринимает небольшой рассказ, составляет простые предложения, поддерживает несложный диалог, может пересказать короткий текст. • Кроха проявляет интерес к познанию окружающего мира, радуется новым умениям и полученным знаниям. Чтобы ускорить развитие малыша необходимо ежедневно заниматься с ним по специальной программе. Полезные советы для родителей Чтобы ребёнок в 3 – 4 года гармонично развивался: • Проявляйте терпение и понимание к «противоволе» малыша. Если вы попытаетесь подавить его желания, то он может стать пассивным, апатичным, зависимым от вашей воли, инфантильным. Позволяйте ему настаивать на своём, даже если это выглядит глупо. • Помните, что упрямство ребёнок проявляет не когда ему чего-то очень хочется, а когда ему важно, чтобы с его мнением считались. • Постепенно подготавливайте младшего дошкольника к детскому саду. Помогите ему освоить навыки самообслуживания за 4 – 8 недель до поступления в детское учреждение, выработайте подходящий режим дня. Постарайтесь настроить в крохе позитивное отношение к детскому саду, но будьте готовы к негативным реакциям. • Помогайте малышу разбирать конфликтные ситуации в детском саду. Учите его уважать свои и чужие личностные границы. Покажите ему наглядный пример, для этого относитесь с уважением к нему и другим членам семьи. • Уважайте эмоции ребёнка: сопереживайте его горю, понимайте злость, разделите с ним радость, ощущайте его усталость. • Развивайте у него координацию движений, пусть кроха попрыгает, попробует постоять на одной ноге, поиграет с мячом. Для развития моторики займитесь лепкой, учите его завязывать и развязывать шнурки, складывать пирамидки. Совместно занимайтесь спортом. • Развивайте его речь, для этого следите за чистотой своей речи, читайте ему вслух. Так не только пополнится словарный запас крохи, но и будет развиваться образное мышление, а ваши отношения станут ещё более тёплыми. Интересуйтесь, как прошёл его день, терпеливо отвечайте на его вопросы. Кризис трёх лет. В возрасте трех лет — иногда чуть позже или раньше — у каждого ребенка формируется полноценное понимание себя как отдельной и самостоятельной личности. Кризис 3 лет — один из самых важных этапов психического развития ребенка. К трем годам происходит кардинальная перестройка структуры личности, малыш начинает осознавать наличие воли, способности делать свой выбор и действовать самостоятельно. Кризис может проявляться эмоционально-поведенческими симптомами, например, упрямством и строптивостью, вспышками злости и агрессии. Ребенок стремится устанавливать свои правила, выстраивать собственные отношения с окружающими, примеряя разные социальные роли. Как для родителей, так и для ребенка это непростое время. Если хорошо понимать психологию трехлетки, знать, как протекает кризис и чем реально помочь малышу, можно успешно пройти этот этап развития, который обычно заканчивается к четырем годам. Особенности психологии трехлетки К трем годам дети уже хорошо развиты физически и очень активны, также стремительно развивается психика трехлеток. Малыши проявляют любопытство ко всему, активно исследуют окружающий мир и приходят в восторг от осознания того, что могут влиять своими действиями на происходящее вокруг. Дети подражают взрослым и применяют на себя разные роли. В этом возрасте уже начинается процесс сепарации — малыш не так держится за маму и начинает стремиться к самостоятельности. Ребенок в 3 года очень упрям и хочет делать все самостоятельно, он расширяет свои границы и начинается период «я сам!». Пока еще не все ребенку под силу сделать самому — отсюда вырастает конфликт. Родители стараются опекать ребенка, а в ответ получают истерики, отрицания и рыдания. Все это является естественными признаками кризиса. Особенности кризисного периода 3 лет: · Идет активное формирование волевых качеств. Ребенок учится добиваться своего, прислушиваться к собственным желаниям. · Ребенок изучает границы — когда можно настаивать на своем и добиться результата, а когда родители непреклонны. · В зависимости от индивидуальных особенностей малыша кризис может начаться в 2,5 - 3,5 года. Продолжительность кризиса у всех деток также разная. Как правило, к четырем годам большинство детей уже проходят его. То, насколько успешно малыш справится с кризисом, зависит во многом от реакции родителей на так называемое «плохое» поведение. Важна обстановка в семье, позиция родителей, понимание психологических особенностей ребенка в этом возрасте и подходы к воспитанию. Из-за чего наступает кризис. Трехлетний кризис — показатель нормального психического и интеллектуального развития ребенка. Это переходной период от раннего возраста к дошкольному. В основе механизма кризиса третьего года жизни лежит формирование новых личностных черт, например, воли, гордости за свои достижения, лидерских качеств, и переход к новой модели взаимодействия с миром и окружающими людьми. Частая ошибка родителей в том, что они продолжают сохранять прежнюю модель поведения — ограничивают самостоятельность малыша, ориентируются на предметную деятельность. Родителям важно понять, что кризис обязательно пройдет, но насколько быстро и насколько безболезненно для ребенка — зависит от взрослых. Если адаптировать модель взаимодействия с ребенком и перейти на следующий уровень, кризисный этап третьего года будет проходить намного легче. Если взрослые продолжают требовать безусловного подчинения и чрезмерно опекают ребенка, этот скачок развития будет протекать с острой реакцией бунта, строптивости и непослушания. Также на то, как у ребенка проходит переходный период в возрасте 3-х лет, могут влиять врожденные особенности нервной системы, темперамент и состояние здоровья. Как проявляется кризис трех лет. Детские психологи говорят, что можно отметить семь ярких признаков, которые можно наблюдать при кризисе 3 лет: 1. Негативизм. К любой просьбе взрослого малыш относится с негативом и отказывается ее выполнять. Ребенок будет противиться даже таким просьбам, с которыми он по идее вполне согласен. К примеру, пойти погулять. 2. Обесценивание. В таком возрасте дети могут ломать и крушить все, что им было дорого, например, свои любимые игрушки. Также нередко дети бьют, кусают и обзывают родителей. 3. Упрямство. Малыш постоянно настаивает на своем. В этом возрасте для ребенка становится принципиально добиться своей цели, несмотря ни на что. 4. Своеволие. Для ребенка крайне важно делать все самостоятельно, даже, если пока детские возможности ограничены и ничего не получается, ребенок все равно будет кричать: «Я сам!». 5. Строптивость. Как в мелочах, так и в более серьезных вопросах, ребенок отказывается слушаться. Кажется, что с ребенком невозможно договориться. 6. Протест. Трехлетка бунтует против всего, что раньше выполнял спокойно и даже с удовольствием. 7. Деспотизм. Малыш становится настоящим деспотом, который хочет, чтобы все было только так, как он сказал. Такие признаки называют «семизвездием» кризиса трех лет. Родителям приходится непросто, но, чтобы помочь малышу пережить этот период, нужно научиться сдерживаться и поменять подходы в воспитании. Как помочь малышу пережить кризис. Одна из ярких эмоций, которые испытывает ребенок при кризисе, — это злость. Чтобы помочь ребенку, нужно понять, злость — это абсолютно нормальное чувство, такое же, как радость или грусть. Встречая сопротивление или отказ, ребенок раздражается и злится — это нормально! Но пока еще малыш не научился выражать злость адекватным способом, а значит, задача родителей состоит в том, чтобы обучить его этому. Вот как можно помочь ребенку выражать злость адекватно и пережить кризис совместными усилиями: · Если у ребенка истерика, подождите, пока он успокоится. Если бушуют эмоции, он вас все равно не услышит. · Когда малыш немного успокоится, важно правильно назвать чувство, которое он испытал. Например, можно сказать: «Я вижу, ты сильно расстроился и разозлился». · Следующий шаг — провести причинно-следственную связь. Это помогает малышу разобраться в себе и понять, откуда появляются такие чувства. Например, можно проговорить, что сейчас ребенок разозлился и почему это произошло. · Далее важно предложить альтернативный способ выражения злости. Можно сказать: «Давай договоримся, что когда ты разозлишься в следующий раз, ты скажешь об этом, а не будешь кусаться». · Некоторые родители делают «уголок злости», в который может уйти ребенок, если рассердится, и, например, порисовать, поколотить подушку и т.п., выразив так свои эмоции. Важно подчеркнуть, что это не наказание! Как еще помочь малышу при кризисе развития? Необходимо четко определить границы, так как если ребенок чувствует, что ему потакают, он становится тревожным, ощущая, будто удерживает власть над всем миром и нет взрослой опоры для него. Но при кризисе важно избегать другой крайности — жестко подавлять любые проявления негативных эмоций и требовать, чтобы ребенок делал все идеально. В попытках соответствовать завышенным требованиям, он будет срываться, а в срывах винить себя. Нередко это приводит к ночным страхам, болям в животе и энурезу. Советы родителям. Детские психологи дают несколько практических советов, как вести себя родителям в кризисный период 3 лет: · Четко формулируйте свою мысль — скажите, что конкретно должен делать ребенок, не перекладывайте ответственность на него. Например, не говорим: «А может, пора спать?», а четко: «Пришло время готовиться ко сну, пошли умываться». · Предлагайте компромисс. Например, ребенок не хочет идти купаться. Можно сказать: «Если сейчас пойдешь в ванную комнату, сможешь подольше поиграть там со своим любимым динозавром». Предлагайте поощрение, но не угрожайте, вроде: «Если не пойдешь сейчас купаться, никаких мультиков завтра». · Предлагайте так называемый “выбор без выбора”, когда не оспаривается действие, а предоставляется выбор в пределах него. Например: “Ты наденешь зеленую или красную шапку?” (но шапку все равно надо надеть) · При необходимости усильте интонацию. То же самое требование выскажите более серьезным тоном, но не пропускайте первые пункты. Используйте этот шаг, только, если предыдущие приемы не сработали. Не кричите на ребенка, тем более, не трясите его и не шлепайте. · Объявите перерыв. Важно, чтобы ребенок понимал, что это не наказание, а пауза, после которой все успокоятся и продолжат общение. Например: «Вижу, что ты сильно расстроен — я тоже. Нам сложно договориться, поэтому объявляю перерыв на 3 минуты, чтобы и ты и я могли успокоиться». Когда перерыв закончен, начинаем все с первого пункта. Четкие и стабильные правила помогают трехлетке не растеряться, дают больше простора для развития. Благодаря усилиям родителей ребенок начинает понимать себя — что его злит и почему, а что, наоборот, радует. Он осваивает способы адекватной коммуникации и выражения злости. Если в семье принято обсуждать спорные моменты в формате переговоров, учитывая мнение малыша, во взрослом возрасте ему будет проще отстаивать свои права и достигать намеченных целей, при этом, уважая права других. Вот еще несколько советов, которые могут помочь родителям: · Чтобы сладить с упрямым малышом трех лет, попробуйте отвлекающий маневр. Например, когда ребенок отказывается выполнить просьбу родителей, его можно чем-то отвлечь. А через несколько минут опять вернуться к той же просьбе. Ребенок может забыть о своем протесте и согласиться. · В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности и это нужно поощрять. Нужно хвалить ребенка за попытки и даже небольшие результаты. Так вы сформируете хорошую самооценку и наладите контакт с ребенком. · Предлагайте ребенку возможности выплеснуть свою энергию и эмоции. Хорошо помогают активные игры на свежем воздухе. · Всегда предлагайте альтернативу. К примеру, в этом возрасте ребенок может щипать и кусать других. Так он исследует реакцию людей на свои действия. Объясните, почему так делать нельзя и предложите альтернативное решение — не щипать, а погладить или обнять. · Если ваш малыш напоминает маленького деспотичного босса, помните, что так проявляются лидерские качества. Нужно задать правильный вектор их формирования. Например, можно уступать в мелочах — пусть ребенок ошибается и нарабатывает собственный опыт. Но, когда речь идет о серьезных вещах, установите четкие границы для ребенка и будьте непреклонны. Таким образом, очень важно изучить возрастные особенности детей 3 – 4 лет, так как в этот период формируется характер и принцип поведения будущей личности. Именно в 3 – 4 года закладывается основа физического, интеллектуального и морально-волевого развития ребёнка. 9 сентября 2023 в 17:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.