Артамонова Елена Владимировна воспитатель детского сада
Консультация для педагогов «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок».
Консультация для педагогов «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»
Воспитатель высшей квалификационной категории Артамонова Елена Владимировна.
"Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться". К. Д. Ушинский Проблема трудового воспитания детей является одной из приоритетных в дошкольном возрасте. Она направлена на формирование психологической готовности к труду, ответственному отношению к процессу труда и его результату. В дошкольном возрасте ребенка больше привлекает процесс труда, чем его продукт. Поэтому важно установить связь между трудом и игрой. Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются: · сюжетно – ролевая игра. · театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. ·дидактическая игра. Дидактическая игра – игра обучающая. Значение дидактических игр огромное т.к. они способствуют усвоению, закреплению у детей знаний, умений, навыков полученных в специально организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка во все режимные моменты, развивают умственные способности. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Дидактическая игра, как и все виды игр, развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, в дидактической игре «Кому это нужно?» в младших группах воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель усложняет задачу. Подбираются разные картинки с изображением предметов, например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессии, где могут использоваться эти предметы, для чего они нужны. Или попросить найти среди картинок предметы используемые в профессии врача и т.д. Основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разной национальности. Еще раз повторюсь, что содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Детский сад", "Что кому нужно для работы" и др. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида: 1. Игры с предметами 2. Настольно – печатные игры 3.Словесные игры Рассмотрим все эти виды по отдельности. Игры с предметами Здесь используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами как: «Детский сад» (деревянный строитель, посуда, постельное белье и т.д. – дети выбирают из множества разнообразных предметов);«Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? В младшем возрасте кукла используется для формирования у детей сенсорно-моторных и элементарным трудовым навыкам (самообслуживанию). Настольно – печатные игры Виды настольно – печатных игр: 1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки. 2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами. 3.Подбор картинок на запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти. 4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления. 5.Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного. Словесные игры Дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Дидактические словесные игры в основном используются в старшем дошкольном возрасте. Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых. 15 апреля 2023 в 14:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.